— Сегодня людей в первую очередь волнует следующее. В эти напряжённые дни решался главный вопрос избирательной кампании: будете ли Вы в ней участвовать или Вас снова снимут? Вас неделю не было в Красноярске. Почему?
— Я подготовил все документы для регистрации и передал их в крайизбирком. Мне сказали: рассматривать этот вопрос будут в течение десяти дней. Так совпало, что моя дочь уезжала в Артек. Я её отвёз в Крым, заодно и сам немного отдохнул. Отказ от регистрации, не стал неожиданностью. Все знают, что уже почти двадцать лет наши политики делают попытки не допустить меня к выборам. Ещё в середине 1990-х была демократия. А потом где-то потерялась. В регионах стали подбирать под себя исполнительную власть и законодательную власть, и судебную власть, наверное. Стали опасаться сильных людей, личностей. Я никогда не сравнивал Англию с Россией, но ведь выборное право там сотни лет работает. Нашим политикам надо собраться и съездить туда поучиться. У многих из них там учатся дети, но сами-то они не хотят учиться демократическим институтам. Вижу, что председатель Центризбиркома Элла Панфилова пытается что делать, борется с нечистоплотными председателями избиркомов… А может, тоже просто имитирует.
— Анатолий Петрович, а почему Вы в очках сегодня?
— Немножко глаз застудил. Просто неудобно — вот и надел очки. Показываю, чтобы не думали, что я прячу глаза.
— Анатолий Петрович, дайте оценку этому главному политическому событию последних дней. Краевая избирательная комиссия приняла решение исключить Вас из выборного списка ПАТРИОТОВ России. Фактически Вы один кандидат — из всех партий — кому отказали в регистрации. Как вы относитесь к такому решению?
— Я спокойно отношусь. Были разные события в моей политической жизни. С моих избирательных счетов даже отбирали деньги, когда я вносил залог для участия в выборах. Однажды миллион рублей пропало…
— Что это за история?
— Раньше можно было заплатить денежный залог. Но меня сняли с выборов, и залог пропал. За этим стояли члены избиркома. Когда меня за печать в паспорте снимали, за этим тоже стоял Бочаров. Потом Верховный суд отменил это решение краевой избирательной комиссии. Сейчас за решением крайизбиркома снова стоял Бочаров. Это такая маленькая шестёрочка, которую используют. Которая рано или поздно будет за всё отвечать. Я в этом убеждён. За сегодняшним решением стоят губернатор и первый его заместитель Пономаренко. А Бочаров просто исполнитель. Он обратился в Центральную избирательную комиссию, где ему дали рекомендацию. Рекомендацию дал член «Единой России» и член избирательной комиссии. В одном лице. Вся комиссия не собиралась, не советовалась. С месяц назад Панфилова проводила расширенное совещание, куда приглашали представителей МВД и других ведомств. На этом совещании поднимался и вопрос о так называемом «криминальном фильтре». МВД тогда отреклось от всего этого. Но ведь мы и раньше делали запросы. Ещё весной я делал запрос Бочарову, но он мне дал поверхностный ответ. Мы делали запрос Панфиловой. Она поручила разобраться одному из членов ЦИК, и он тоже прислал нам ответ «ни о чём». Сегодня мы подали заявление в суд. И пусть все юристы посмотрят, в чём меня обвиняли и за что меня сняли. Сначала давали 10 лет отсрочки «от выборов», потом — 15 лет, завтра напишут, что я 20 лет не могу участвовать в выборах. Боятся они Быкова. Меня ведь люди поддерживают.
— Безусловно поддерживают. По последним опросам за Вас 70 процентов жителей Красноярского края. Существующие власти на протяжении многих лет корректировали законы, чтобы Вы не стали губернатором, не прошли в Законодательное собрание. Мало кто удивится, если они примут «закон», по которому Вам всю жизнь нельзя будет участвовать в выборах .
— Я неоднократно говорил, что Красноярский край — центральный край в экономическом развитии России. Если они разрушат Красноярский край, значит, разрушат и Россию. Убеждён, что за управлением избирательных комиссий и чиновников стоят крупные финансово-промышленные группировки. Именно ФПГ манипулируют мнением наших политиков. В том числе и мнением депутатов Государственной думы, опять же от «Единой России». Мы же все видим, что они, как мошенники на улицах, крутят колпачки. Губернатор вместе с мэром возглавляют «Единую Россию» на выборах. У одного и у другого всё разваливается. А они идут на выборы, отвлекаются от своих прямых обязанностей. Пытаются морочить головы избирателям. Это прямое политическое мошенничество. И если красноярцы в этом не разберутся, то в Законодательное собрание приведут людей, которых нам не показывают. Это представители финансово-промышленных групп. И они завтра продолжат творить с нашим краем то, что они творят.
— Политологи, работающие на «Единую Россию», говорят, что в ней — «люди дела».
— Я не вижу в нашем крае независимых политологов. Они словно по базарам ходят, сплетни собирают и пересказывают. Политолог должен быть независимым. Он должен объективно отвечать на все вопросы, непредвзято оценивать ситуацию. Ни один из этих «политологов» не пришёл и не сказал: Анатолий Петрович, а можно посмотреть материалы вашего так называемого «уголовного дела»?.. Они просто чешут языками, бегают от одного политика к другому, от одного губернатора — ко второму, третьему, четвёртому. У нас нет политологов, у нас нет политики, они так и не научились демократии. Есть только мошенничество, «игра под столом». Превыше всего Конституция нашей страны. На деле же получается, что нам зачёркивают статью «Право избирать и быть избранным». Значит, надо вообще отменить выборы и назначать тех, кого они хотят?.. «Партия власти» за 15 лет окончательно завралась. Давайте же наконец научимся оценивать людей по их делам, поступкам, по их работе, по тому, как их характеризует общество. Я всегда говорил и сейчас говорю: для меня главный судья — это мой избиратель. Люди, среди которых я живу, которых люблю, работаю для их блага. Помогаю и борюсь за них. Сначала я боролся со шпаной, которая ехала в наш край со всего Советского Союза. Тогда наши силовики говорили: отойди, тебя убьют. Когда у нашего края хотели забрать тот или иной завод. Потом, когда я пришёл в политику, стал бороться с теми, кто пришёл грабить средь бела дня наш край. Ведь сегодня наш край — это колония. А кто-то ёрничает, смеётся над этим. Я хорошо отношусь к Наталье Петровне Толоконской, она умная женщина, но я когда я увидел, что она — доктор медицинских наук — написала… Думаю, что они так и не поняли, куда приехали. Они недооценивают красноярцев. Новосибирск — это Новосибирск. Красноярцы совершенно другие. Посоветовал бы существующим руководителям: быстрее вещи собирать и уезжать из нашего Красноярского края. Ничего хорошего их здесь не ждёт.
— Анатолий Петрович, Вы доверяете людям, Вы по-другому просто не можете. В сегодняшней ситуации Вы доверяете государству. Но ведь законы у нас не работают. Конституция не работает. На что Вы надеетесь?
— Я надеюсь на жителей нашего края, которые придут 18 сентября и проголосуют. Я надеюсь на свою команду, которую люди назвали Командой Быкова. На себя надеюсь. Все вместе мы всё равно изменим жизнь в Красноярском крае. Мы заставим пришедших сюда работать на благо нашего Красноярского края и всех его жителей. Сегодня ведь и молодёжь начинает понимать, что происходит. Я вижу, как они относятся к происходящему, какие отзывы пишут на творящиеся вокруг безобразия. Мне предложили хорошую идею — провести референдум по отзыву губернатора. Предложили те, кто его поддерживал, кто за него голосовал, кто поверил ему. Если люди соберут пятьсот тысяч подписей, думаю, что Владимир Владимирович обратит на это внимание. Наш край находится на последнем месте в рейтингах, у нас огромный госдолг. Безобразия в экологии. Ветхий жилфонд. Посмотрите, какие у нас дороги. Отстаём и по Универсиаде. Не выполняются указы Президента. Быть может, федеральные власти и далеки сегодня от проблем Красноярского края. Та же внешняя политика их отвлекает. Но ведь так дальше продолжаться не может. Зачем Акбулатову сегодня идти на выборы?! Город разваливается. Наводить порядок надо. В Жилфонде, в строительстве. На улицах, во дворах, в аварийных домах, которые ни сегодня завтра упадут. Надо готовиться к началу учебного года. В больницах делать ремонт. Вот Наталья Петровна Толоконская посетила бы тысячекоечную больницу, 20-ю больницу, краевую больницу, онкологию. «Нежданчиком» посетила, а не когда её министр с главврачом будут встречать. Она сразу увидит, сразу поймёт, что шутить-то нельзя. Надо засучивать рукава и много работать. Донесла бы своему супругу, в какой действительно обстановке мы живём. Сколько людей умирает только от онкологии.
— Анатолий Петрович, не припомню, когда наши власти посещали бы какие-то ветхие объекты, если кто-то ранее не озаботился об их финансировании. Вспомним недавний случай с ремонтом площадки хоккейного клуба «Енисей». Толоконский приехал только тогда, когда федеральный центр выделил деньги. Вы же имеете прямое участие к нашему «Енисею»?
— Я встречался в Крыму и с министром спорта и с чиновниками правительства. Спросил у них: почему на зимней Универсиаде нет русского хоккея? Они ответили: а мы не знаем — почему. Наша команда «Енисей» — это же гордость Красноярского края. Подняли этот вопрос ровно через две недели. К этому примкнул губернатор. В федеральном министерстве сказали: половину денег на строительство дадим. Начали искать площадку, где строить. Я предлагал построить в центре, на том же острове Отдыха. Чтобы людям удобнее было приезжать. Не получилось, остановились на более дешёвом варианте.
— Насколько я помню, Вас даже не пригласили на стадион, когда туда приехал Толоконский. О Вас и слова не сказали, что и это тоже Вы сделали.
— Ребята-хоккеисты знают, кто и что сделал, болельщики всё знают. Все же прекрасно видели, когда мы чествовали «Енисей», гостелевидение показало только одного губернатора. Больше — никого. Вот такой подход у гостелевидения, получающего деньги от налогоплательщиков.
— Анатолий Петрович, такая же ситуация со стадионом «Рассвет», когда «Единая Россия» повесила свои флаги, якобы она стадион строила.
— «Единая Россия» вообще никакого отношения к «Рассвету» не имеет. Они приехали только на открытие ледовой арены. Мы пригласили Павла Буре, чтобы он с детьми провёл мастер-класс. Нам же и слова не дали сказать. Я даже ругался тогда, назвал своими словами, кто они. Но с них-то как с гуся вода. Выпустили Швыткина и таких же, кто вообще не имеет никакого отношения к этой программе. Которую фактически мы выбили, перевели деньги с края на город. Министр спорта и руководитель агентства по физической культуре попросили меня, и я помог. Потом я помогал строить. С Александром Николаевичем Гуциком мы всё это делали. Мало кто знает, что на месте «Рассвета» должны были построить две девятиэтажки. В строительстве первой должны были участвовать жена главы района и жена прокурора района. Это было в начале 2000 года. Мне пришлось заняться этим вопросом и остановить их. Испокон века там была площадка «Рассвет». Мы начали с футбольного поля. Хлопонин говорил: надо в крае построить триста таких объектов. Было специальное совещание в Манском районе. И всё закрылось. А я бы построил такие спортивные сооружения как мы сделали на «Рассвете» в каждом районе, в каждом городе. Для наших детей. Для здорового образа жизни. И тогда бы лет через десять к Универсиаде выросли бы наши спортсмены.
— Анатолий Петрович, вернёмся к выборам. По спискам дорогу Вам преградил крайизбирком. Но Вы же, по просьбе многих и многих жителей Назаровского района, выдвинулись кандидатом в депутаты и в Назаровском округе. Власти-то хоть понимают, что люди хотят, чтобы Вы участвовали в выборах?
— Они у людей и не спрашивают ничего. У народа ничего не спрашивают. Посмотрите, что произошло на Украине, что сейчас случилось в Турции. Там людей тоже не слушали. Но мы выводы-то не делаем. А ведь в нашей Россия совсем другая ситуация. Тем более столько внешних сил, которые подталкивают наших людей. Подталкивают таких как Быков, понимая, что наш народ пойдёт за нами. Только я ведь это тоже понимаю и никогда на такие вещи не пойду. Это очень опасные игры. А такие как использованный Бочаров этого не понимают, они — недальновидные люди. Их используют ФПГ, которые одной ногой здесь, а другой — там. Они работают на спецслужбы Запада. Манипулируют нашими чиновниками. И Заксобранием, и исполнительной властью, и бедолагой Акбулатовым. Он несчастный человек, он в городе утонул. Видел сегодня на похоронах Пимашкова и Акбулатова. Смотрю на них… Один в шоколаде, в Госдуме, снова приехал к нам избираться. Везде продолжают висеть его портреты. Ведут его от «Единой России». Но ведь именно при них разрушили экономику нашей страны. За пятнадцать лет Россия окончательно уничтожена экономически. А восстанавливать мы будем десятки лет. Но без создания новых современных производств, создания рабочих мест, производственных парков, развития народного хозяйства, здравоохранения, ничего же сделать нельзя. А мы из года в год слушаем их брехню. Скажите, кто-нибудь из них ответил за свои слова? Нет. Они нагло врут. А люди-то это понимают. Именно из-за этого большая часть жителей Красноярского края перестала ходить на выборы. Потому что не верят. А существующие власти пользуются этим и добивают край. Мы пытаемся достучаться до каждого красноярца, жителя Красноярского края. Проснитесь, завтра уже будет поздно.
— Анатолий Петрович, Вы готовы сегодня работать губернатором края или председателем краевого правительства? Куда предлагают выдвинуть Вас ПАТРИОТЫ России, когда займут большинство мест в Законодательном собрании.
— Я готов работать там, где смогу приносить наибольшую пользу своим землякам, гражданам России, жителям нашего Красноярского края. Я готов был работать и с Виктором Александровичем Толоконским. Я ему говорил: мне ничего не надо. Я готов тебе помогать, если ты будешь работать для народа. Я каждому губернатору это говорю. Сколько я им предложений не делал, сколько советов не давал, — в одно ухо влетает, в другое — вылетает. Они улыбались, обнимались, а сейчас нанесли удар в спину. Они не понимают, что Быков живёт в Красноярске, и владеет такой информацией о каждом из них, о которой им даже и думать страшно. Если мне снова объявили войну — я отвечу. Я от войны никогда не прятался. Поверьте, я воин по жизни. И мы посмотрим, кто победит.