Анатолий Быков: «За 20 лет я не проиграл ни одних выборов»
Роль краевой элиты в отношениях с финансово-промышленными группами, влияние тюрьмы на формирование политической личности, грядущие выборы в Ачинский горсовет – об этом и о многом другом главный редактор «Новой Причулымки» Валентина Колесникова говорила с Анатолием Быковым – депутатом Законодательного собрания, руководителем регионального отделения «Патриотов России». Впрочем, в особом представлении этот гость не нуждается.
— Анатолий Петрович, по самым разным причинам я далеко не всегда разделяю ваши взгляды, но все эти годы внимательно слежу за биографией и никак не могу объяснить для себя феномен Быкова. Как бедный мальчик из Назарова стал одним из самых влиятельных людей в крае?
— Просто я всегда был самим собой. Мечтал, и шёл к своей мечте только прямо, никуда не сворачивая. Никогда не обходил острые углы и ни за кого не прятался. Я всегда был открыт и отвоёвывал себе место под солнцем. Не смотрел, какой передо мной оппонент – для меня были важнее справедливость и честность. Ко мне относятся по-разному, но за 18 лет своей деятельности – политической, благотворительной – я получил более 260 тысяч писем, и на одну треть из них ответил практической помощью. Может, это нескромно прозвучит, но вряд ли вы найдёте ещё одного человека, который боролся бы за свою землю, не обращая внимания на регалии, должности и личности политиков, которые хотели отнять у меня Родину.
— И всё же некоторые ваши шаги мне кажутся наивными. Например, когда вы написали письмо Путину о полной никчёмности тогдашнего губернатора Льва Кузнецова…
— Потому что 15 лет подряд наш край грабили, и все молчали. Помню, как ко мне приезжали ныне покойный Борис Немцов, который занимал тогда должность вице-премьера, Чубайс, Березовский… От меня они прямиком направляли в ФСБ заявления – мол, Быков нам угрожает. А я всего лишь отвечал им их же словами. Уже тогда было понятно, что реализуется план по развалу страны. А как можно считать по-другому, если промышленность страны, основа её экономики, досталась случайным людям? Да, я оказался в нужное время, в нужном месте. Группа, которую я представлял, участвовала в развитии алюминиевого бизнеса, который, в свою очередь, развивал социальную сферу. Мы содержали три спортивные команды федерального уровня, федерацию бокса, строили детские сады, больницы. Разве это плохо? Алюминиевая группа в то время платила налоги, которые составляли одну треть краевого бюджета. Сейчас – один процент.
— Но наверняка для столь быстрого взлёта нужны особые личные качества…
— Всегда боролся за кого-то, но не за себя. Рота, где я был старшиной, оказалась единственной в 20-тысячном гарнизоне, где не трогали молодых солдат. Придя в школу учителем НВП и физкультуры, я сделал свои классы лучшими в городе. Потому что прежде всего любил порядок и справедливость, хотя это мне иногда даже вредило, ведь я никогда не обращал внимания на должности. В том числе именно поэтому так резко высказался о губернаторе Кузнецове. Он, как, кстати, и Лебедь, как и Хлопонин, был далёк от государственной власти. А так называемая элита Красноярского края молча наблюдала разграбление. Именно она – самый главный предатель населения. Я тоже в те времена мог взять десятки миллионов долларов и тихонько отойти в сторону. Но знал: один раз отойдёшь – придётся делать это всегда. Поэтому им и пришлось затолкать меня в тюрьму. Но сейчас я ни о чём не жалею, потому что там у меня появилась возможность отдохнуть, подумать, почитать, понаблюдать со стороны. Этот этап жизни послужил для меня очень хорошей школой: оказалось, что я был машинистом скоростного поезда, в вагоны которого заходили все, кому не лень. Некоторых пассажиров я даже в лицо не знал.
— У вас осталась обида от действий власти?
— Нет. Если бы обиделся – уехал.
— А вера в людей осталась?
— Конечно. Иначе бы я не участвовал в этой избирательной кампании. За 20 лет я не проиграл ни одних выборов – кроме трёх случаев, когда с дистанции меня снял прокурор.
— При том авторитете, который вы уже имеете, зачем нужно было становиться во главе регионального отделения партии «Патриоты России»?
— Потому что это моя земля, и я хочу здесь жить. А те люди, которые сюда приезжают, манипулируют обществом и насилуют край. Вы подумайте: у нас, богатейшей территории, наблюдается дефицит бюджета. Это же уму непостижимо! На мой взгляд, из-за рубежа идёт целенаправленное разрушение страны. Почему для финансово-промышленных групп созданы все условия для сохранения капитала за границей?
— Как вы относитесь к событиям на Украине?
— Я считаю, что Россия предала эту страну. Юго-Восток Украины – это наши граждане. Виктор Янукович бежал из страны, а надо было обратиться к Российской Федерации за военной помощью. И пусть бы депутаты тоже подписались. После этого – ввести войска, отделив Юго-Восток. Если бы мы организовали разделительную полосу, то не было бы миллиона эмигрантов, разрушенных городов, ведь восстанавливать их придётся нам. А главное, не допустили бы тысяч смертей. Но, к сожалению, у нас не хватило политической воли и решительности. Так, в своё время, мы предали Балканы.
— У вас и так много сторонников по краю. Ачинск – ещё один плюс в копилку голосов?
— Ачинск – это моя вторая родина. И эти выборы я обязательно выиграю, как, например, это произошло в Красноярске (в 2013 году депутаты, баллотировавшиеся от «Патриотов России», получили большинство мест в красноярском горсовете. – Прим. ред.). Приезжал глава Центризбиркома, представители администрации Президента, и ничего не смогли с этим сделать. В следующем году будет 20 лет, как я занимаюсь политикой. Задумайтесь: почему вся власть, весь административный ресурс не могут выиграть выборы у одного Быкова? Просто я люблю свой народ и свою землю. Люблю искренне и открыто. Вы не найдёте ни одного человека, которого я предал.
— Зато вас предавали…
— Это Господь меня очищал. И мне стало легче, когда эти люди ушли. От меня отошло 70 процентов мужчин, а 99 процентов женщин остались со мной. И тогда я понял, что женщины гораздо надёжнее мужчин. И в политике, и в борьбе, и в жизни.
— Кстати, о женщинах… В прошлом году в Назарове на выборах мэра вы поддержали кандидатуру Юлии Стрельниковой. Не пожалели?
— Накануне выборов я собрал всех и спросил: «Кто-нибудь пойдёт?» Никто не захотел. Вызвалась только женщина – Юлия Стрельникова. И она победила. Зато теперь все соревнуются, кто побольше камень в неё бросит. Но я уверен, что всё у неё получится. Она набивает шишки, получает живой опыт, шаг за шагом идёт в гору. Я видел, как она общается с людьми, а это самое главное: руководитель должен слышать свой народ.
— Что вы хотите изменить в Ачинске?
— Я очень хорошо отношусь к Илаю Узбековичу, но вижу, что он очень устал.
Посмотрите: ДПМК закрылась, 700 человек уволены. Он должен был до последнего биться за предприятие, руками и зубами в них вцепиться! А в чём участвует Ачинский глинозёмный комбинат? Очистительные сооружения почти не работают, модернизация не проводится, оборудование не ремонтируется, в Чулыме купаться нельзя. Сейчас без респираторов в цех не пускают. Я знаю, какая у вас смертность, и это тоже не без участия РУСАЛа.
— Меня настораживает профессиональный состав тех людей, которых вы приведёте за собой.
— Это будут как зрелые люди, так и молодые. Например, мы хотим вернуть в политику Михаила Васильевича Ачкасова. Не в исполнительную власть – в депутатский корпус. У него огромный жизненный опыт, таких людей надо ещё поискать. Но у нас будет много и молодых кандидатов, которые ещё не испачканы политикой. Ручаюсь, что с центром региона, краевой властью мы построим крепкий мост, потому что Толоконский – единственный из пяти губернаторов, с кем у меня сложились хорошие отношения: он государственник, по сравнению с теми, кто руководил краем ранее. Всего за год он изучил регион так, как его не знают некоторые местные руководители.
— Вы – счастливый человек?
— Безусловно. А знаете, в чём моё счастье? В независимости. А ещё в том, что я живу в Красноярском крае и горжусь им. И хочу видеть его самой передовой территорией страны. Для этого у нас всё есть – металлургия, уголь, энергетика, природные ресурсы, а главное – хорошие люди.
Беседовала Валентина Колесникова.
«Новая Причулымка», № 23 от 3 июня 2015 года.