Опубликовано Июн 19, 2012 в Интервью | Нет комментариев

Уважаемые земляки! Завершилась избирательная кампания по выборам главы Красноярска.

 

Как известно, я поддерживал на эту должность начальника госпиталя для ветеранов войн, доктора медицинских наук, профессионала — организатора, патриота, честного гражданина и совестливого человека Алексея Викторовича Подкорытова, и он получил второй результат. Однако выборы — такие соревнования, где нет серебра или бронзы.

 

В так называемом «цивилизованном» обществе принято признавать победу соперника на выборах, лицемерно улыбаться и демонстрировать политкорректность. И хотя мы не оспариваем итоги выборов, есть обстоятельства, которые мешают мне говорить о победе кандидата от «Единой России».

 

Наблюдая победные «салюты», заверения в законности выборов, громыхания семьюдесятью процентами голосов избирателей, полученными победителем избирательной «гонки», всячески замалчивается истинная картина получения волеизъявления горожан.

 

Огорчает, что наша власть больше заботится о видимости законности и демократии, чем о справедливости своих решений и действий, о действительном, а не мнимом соблюдении прав и свобод граждан.

 

Итак, в голосовании приняли участие избиратели в количестве 21,25 процента. Исторически беспрецедентно низкая явка для выборов главы города. Не берусь сейчас судить — достойны ли мы Книги рекордов Гиннесса, но, полагаю, что это не та слава, которая может нас украсить.

 

Следствием такой явки является то, что глава миллионного города избран голосами примерно 10 процентов избирателей. Какая уж здесь легитимность.

 

Безусловная заслуга в том, что явка избирателей на выборах любого уровня утратила своё юридическое значение и перестала работать в качестве средства обеспечения легитимности избрания власти, принадлежит представителям политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе.

 

Не надо заботиться об интересах народа, надо лишь, чтобы недовольные действиями и решениями власти граждане не пришли голосовать, поскольку формальная законность выборов будет иметь место
и тогда, когда в голосовании примет участие один избиратель. И поэтому задача власти, как они её понимают, сделать так, чтобы этот один был свой.

 

По-нашему мнению, органы власти города, представители избирательных комиссий проводили целенаправленную работу по снижению явки избирателей.

 

Во-первых, Красноярский городской Совет старательно затягивал принятие решения о назначении дня голосования и определил его максимально неудобным для горожан.

 

Во все времена задачей власти было, прежде всего, обеспечить явку избирателей. Даже Федеральный закон с гордым наименованием «О гарантиях избирательных прав…», и тот установил единый день для голосования на выборах — в марте и октябре. И как только он допустил исключение из этого правила для досрочных выборов, так начались манипуляции.

 

Разумная власть, заботясь о соблюдении и защите избирательных прав граждан, не может назначить день голосования в июне (пору отпусков, детских каникул, студенческих сессий, государственных экзаменов), накануне двух выходных.

 

Во-вторых, с незапамятных времён сложился обычай письменного и персонального уведомления избирателей о времени и месте голосования. На прошедших выборах такая работа если и была проведена, то мне и тем, кому я задавал на эту тему вопросы, это неизвестно.

Горожане с возмущением говорили об отсутствии приглашений на голосование, будучи обиженными на такое пренебрежение к их голосу.

 

В-третьих, свой вклад в снижение уровня явки избирателей внесли политические партии.

 

В каждой политической партии есть разумные и искренние люди, которые верят в идеалы добра и справедливости. Им решать, продолжить ли своё членство в тех партиях, которые не смогли из своих рядов выдвинуть достойного кандидата на пост главы города, вели меркантильные переговоры, отзывали своих кандидатов и поддерживали чужих. Стыдно было смотреть на этот цирк. И понятно, что многие прямо говорили, что именно по этой причине не будут участвовать в выборах.

 

Отдельная тема — так называемый первый тур голосования, игра в напёрстки, по-другому не назовёшь. Бессовестное использование имени нашего кандидата как участника первого тура, введение в заблуждение избирателя относительно даты голосования. На фоне данных безобразий — робкий комментарий избирательной комиссии города, формальное на бумаге пресечение незаконной агитации.

 

В-четвёртых, можно сказать, новые технологии избирательного процесса — настойчивые рекомендации горожанам покинуть город, выехать на дачу, на природу, на рыбалку по причине плохой экологической ситуации, которая, к сожалению, была как обычно. Наши попытки выяснить, какие такие выбросы угрожают нашему здоровью, результата не дали.

 

Итогом такой «работы» явилось то, что почти 80 процентов избирателей не пришли на выборы.

 

Неоднократно в связи с этим слышал такие возражения от своих коллег — горожане живут настолько замечательно, что их устраивает работа органов власти, они ей доверяют и так уверены в своём будущем, что даже не идут на выборы. Где же здесь логика? Напротив, если бы всё было хорошо, они бы пришли и сделали всё, чтобы такая власть осталась на многие лета. Они и пришли, и проголосовали, чтобы сохранить своё благополучие. Однако их только 10 процентов.

 

Может быть, и мы согласились бы, что горожан всё устраивает. Однако, не позволяют сделать такой вывод претензии и обвинения в адрес власти, истинная картина жизни горожан, которую мы наблюдали в период избирательной кампании с утра до позднего вечера во время многочисленных встреч в коллективах, на улицах и во дворах.

 

Истинная причина игнорирования выборов со стороны городских избирателей, как нам видится, была выражена немолодым уже мужчиной на одной из встреч во дворах: «Петрович, — сказал он, — мы тебя уважаем, но на выборы не пойдём. Смысла нет, голосуем, голосуем, а жизнь только хуже. Пока агитируют — горы добра обещают, а после выборов — уже и не вспомнишь, как он выглядит, кандидат этот. Помощи от власти не дождёшься, надо самим думать, как семью прокормить».

 

И то верно, как можно упрекать земляков. Совершенно очевидно, что с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, за электроэнергию, которое было отложено в связи с президентскими выборами, жизнь резко подорожает. Вот и поехал народ на свои дачи, чтобы себя прокормить.

 

Не могу не сказать о том, как проходила избирательная кампания.

 

Как всегда накануне, общаясь с представителями власти и политических партий на самом
высоком уровне, слышал заверения, что все заинтересованы в законности выборов, прозрачности подведения итогов. Очень хотелось в это верить. Слышал, что впервые в России на наших выборах все избирательные участки были оснащены КОИБами (комплексами обработки избирательных бюллетеней), что по версии избирательных комиссий обеспечит 100 процентов честности при подсчёте голосов.

 

Ни честности, ни равенства, а, следовательно, законности, не произошло.

 

В прошедшую кампанию не предпринимались меры отказать в регистрации нашему кандидату или отменить решение о регистрации по каким-либо надуманным, придуманным предлогам. Это радует только наполовину, поскольку тех, кто грубо нарушал закон, тоже с выборов не снимали.

Никогда не поверю тому, что кандидаты, заявившие об участии в выборах в порядке самовыдвижения за две недели до регистрации, смогли собрать более 7 тысяч достоверных подписей избирателей и потому прошли успешно регистрацию. И после этого о них ничего не было слышно. В процессе сбора подписей избирателей в данной избирательной кампании мы впервые столкнулись с массовой подделкой подписей избирателей со стороны групп молодых людей, которые предлагали свои «услуги» кандидатам.

 

Представители власти, как всегда, использовали административный ресурс или как написано в законе — преимущества своего должностного положения. Для них придумывали научные конференции, встречи ассоциаций выпускников и прочие мероприятия, где кандидат уже не кандидат, а просто интересный субъект для общения или докладчик. А если так, то другим кандидатам в этом коллективе не обязаны по закону предоставлять место для агитационных мероприятий.

 

Не замечали избирательные комиссии финансовый размах ряда кандидатов: дорогостоящие и многочисленные баннеры, печатная продукция на дорогой бумаге, которой увешаны все здания города; нарушение права интеллектуальной собственности; подкуп избирателей. В прежние времена кандидата от оппозиции снимали за то, что он угостил избирателей чаем с плюшками, а нынче прекрасно изданная для горожан печатная продукция — лунный календарь, раздавалась на всех углах. Видимо, с намёком, не пропустите посадочные дни, уезжайте на дачу.

 

Как говорят в народе, на три шага впереди пинка бежали отдельные руководители. Полагаю, что по собственной инициативе и по причине рабской психологии, из опасения потерять взаимную любовь власти, не давали возможности провести встречи нашего кандидата с коллективом студентов и преподавателей. Трудно поверить, но под покровом ночи, как воришки, снимали агитационные баннеры нашего кандидата, что невозможно сделать без крана, другой специальной техники и специалистов-высотников.

 

Прошедшие выборы в моих глазах развенчали миф о достоверности подсчёта голосов избирателей с помощью КОИБов.

 

Во время голосования сначала по информации избирателей, а затем и на основе актов наблюдателей от нашего кандидата, были обнаружены в разных районах города бюллетени, в которых силами членов участковых избирательных комиссий была вычеркнута фамилия нашего кандидата. Причём в некоторых бюллетенях вычёркивалась только фамилия нашего кандидата, и оставались не вычеркнутыми те кандидаты, регистрация которых была аннулирована решением избирательной комиссии города Красноярска. По 6 избирательным участкам горизбирком вынужден был рекомендовать ручной
пересчёт голосов, но это из 371 участка. Попытка объяснить случившееся человеческим фактором, опиской, невнимательностью членов комиссий выглядит наивно и неубедительно.

 

Таким образом, на наш взгляд, опробован ещё один способ фальсификации результатов выборов. Всё примитивно и цинично — достаточно исключить фамилию неугодного кандидата, не затрагивая квадрат, расположенный напротив этой фамилии, и аппарат такой бюллетень примет и не признает недействительным. Не каждый избиратель осведомлён о правомерности вычёркивания.

 

Если организаторы перечисленных нарушений могут считать себя победителями, то у них большие проблемы с нравственностью.

 

Упрёк наших избирателей в том, что кандидаты на различные должности в органах власти встречаются с народом только во время избирательной кампании, обращаю к ряду своих коллег по ЗС края и городскому Совету. Практически нигде, за редким исключением, во время встреч с избирателями они не смогли назвать своего депутата. Считаю такое положение недопустимым, не украшающим депутатский статус. Будет правильным, если каждый из нас найдёт время для общения с избирателями, изучения проблем своего избирательного округа и чаяний граждан.

 

Во время встреч с горожанами нашей командой зафиксированы обращения граждан со множеством проблем, часть из них отражена в видеоматериалах, которые после обработки мы примем к исполнению, а некоторые — передадим главе города.

 

У нас любят говорить о правовом нигилизме народа, однако неуважение к закону присуще не только рядовому гражданину, но в большей степени — самой власти. Не надо доводить до того, чтобы нигилизм по отношению к праву перерос в нигилизм по отношению к власти.

 

Надеюсь, что ЭдхамШукриевичАкбулатов сдержит свои обещания, которые давались им в процессе избирательной кампании и которые были направлены на улучшение жизни горожан. Искренне этого желаю в интересах города и его жителей.

 

Анатолий БЫКОВ, депутат Законодательного Собрания Красноярского края.

 

Газета «Красноярский рабочий» от 19 июня 2012 года.

Фото Ольги Копытовой, Сергея САВИНИЧА.